Михаил Мень — о помощи ипотечным заемщикам и программе благоустройства российских городов

Внутренний рынок

55 Просмотры 0

© Вячеслав Прокофьев/фотохост-агентство ТАСС

Министр строительства и ЖКХ рассказал также о ценах на жилье и о том, почему так долго принимают закон об апартаментах

Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень на полях 21-ого Петербургского международного экономического форума рассказал в интервью ТАСС, где можно взять деньги для продолжения программы помощи ипотечным заемщикам, сколько будет стоить благоустройство российских городов, почему закон об апартаментах принимают так долго и как возвращение турецких компаний повлияет на цены и на отечественных застройщиков.

—​ В 2016 году одним из приоритетных проектов стратегического развития России стала тема городской среды. В этом году уже должны начаться реальные дела. Во сколько обойдется программа благоустройства российских городов?

© ТАСС

— Многих участников Петербургского международного экономического форума интересует наша программа по развитию городской среды. В стране такая программа реализуется впервые. Как мы подсчитали, общий объем финансирования из всех бюджетных источников в 2017 году составит 42 млрд рублей. То есть 26 млрд рублей — это федеральное финансирование, 16 млрд рублей — региональное. Две трети федеральных средств пойдет на благоустройство дворовых территорий, треть — на конкретное благоустройство одного знакового объекта в муниципалитетах.

В программе по развитию городской среды принимает участие 1,37 тыс

муниципалитетов, в которых проживает 99 млн человек. То есть участвует каждый муниципалитет с населением от 1 тыс. жителей.

Важное отличие этой программы от других заключается в том, что мы вовлекаем горожан и опираемся на их мнение. Например, сейчас в регионах начались голосования по поводу выбора знакового объекта, который должен быть благоустроен в этом году. Люди сами выбирают, что для них важнее: фонтан, парк или новая набережная. Чиновники будут отталкиваться уже от результатов этих голосований.

Мне часто задают вопрос: неужели я считаю глав местного самоуправления неспособными принять такое решение. Нет, я так не считаю. Дело в том, что, во-первых, у любого чиновника, в первую очередь муниципального уровня, замыливается глаз. Во-вторых, важно иметь вкус. Так, чиновник будет уверен, что нужен фонтан. А у людей будет совершенно другое мнение. Им хочется восстановить старый парк, который еще в советский период был модным местом для встреч.

Перед тем, как приступить к активной фазе действий по программе благоустройства, мы собрали опыт зарубежных коллег, мнение общества. Свой опыт тоже есть. В республике Татарстан давно работают с общественной средой и притом успешно.

— Одна из горячо обсуждаемых тем сегодня — возобновление финансирование программы ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Предложил ли Минфин источники финансирования?

— Пока окончательное решение не принято. Как возможный источник рассматривается в том числе и чистая прибыль Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК). Хочу отметить, что та программа, которая завершилась, свою роль выполнила. Если программа помощи ипотечным заемщикам продолжится под нашим администрированием, то она будет работать по новым критериям.

На наш взгляд, выделять людей в отдельные группы по такому признаку, как валюта кредита, неправильно. У нас все граждане равны по Конституции. Мы помогали валютным ипотечникам, которых, кстати, осталось совсем немного, в рамках завершившейся программы. Так оно и останется — мы будем продолжать помогать людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Все 4 млрд рублей, которые были выделены АИЖК на программу, были израсходованы. Государство неплохо помогло. Однако продолжение программы в той или иной форме возможно.

— Какие Минстрой фиксирует тенденции по ценам на жилье?

— В большинстве российских регионов цена на жилье не растет. Там главная проблема связана с инфраструктурой. Застройщики-то, может быть, и с удовольствием приподняли бы стоимость квадратного метра, но у них его никто не купит. Покупательная способность снизилась.

Как только внутрь цены погружается стоимость инфраструктуры, цена начинает расти. Региональные застройщики не могут погрузить внутрь стоимости квадратного метра социальную, инженерную и транспортную внутриквартальную инфраструктуру. Такое могут позволить себе застройщики только в крупных субъектах Российской Федерации: в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской области, и еще, может быть, в 2-3 крупных областных центрах, таких как Новосибирск, Екатеринбург. У муниципалитетов и даже у регионов бюджетных денег на эти цели нет. В этой части мы тоже пытаемся изменить ситуацию.

Еще один приоритетный проект направлен именно на оснащение инфраструктурой микрорайонов комплексной застройки. В программе участвует 33 субъекта РФ и 66 проектов комплексного освоения территорий. И общий объем квадратных метров жилья, который будет введен на этих площадках, составляет порядка 6 млн кв. м жилья. Из федерального бюджета на эти цели выделено 20 млрд рублей. Определенную подпитку даст региональное софинансирование. Если мы хотим удерживать цены на рынке, этим вопросом надо серьезно заниматься.

—​ Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил необходимость определить, в каких случаях апартаменты переходят в жилищный фонд. Что сделано в этом направлении?

— Мы работаем над этим поручением и сейчас рассматриваем разные варианты. Окончательного решения пока нет. Пока мы вышли на первое решение: люди, живущие в апартаментах, должны быть зарегистрированы. Это в первую очередь требуют правоохранительные органы для того, чтобы понимать, кто проживает в этих апартаментах.

Следующий этап, который предлагает экспертное сообщество, — оставить статус апартаментов, но признать при этом апартаменты жильем, но жильем с другими требованиями.

— А в чем тогда будет разница?

— Жилье предусматривает наличие социальной инфраструктуры. Например, в "Москве сити" есть офисы и апартаменты. Для людей, которые покупают там квартиры не принципиально наличие поблизости школы и детского сада. Там покупают жилье, как правило, бизнесмены, молодые люди или семьи без детей.

Для квартир, которые мы называем жильем, обычно предусмотрено определенное количество школ, детских садов, других социальных объектов, включая объекты здравоохранения и так далее.

Это очень сложный вопрос. Пока дискуссия не завершена, в обсуждениях принимают участие много ведомств.

— Можно ли говорить о каких-то сроках по теме апартаментов?

— Пока нет. Четких сроков не установлено. Мы работаем, пока не родятся позитивные идеи. Если бы эта задача легко решалась, ее давно уже решили до нас.

— В сентябре заработает государственная информационная система ценообразования в строительстве. Во сколько Минстрой оценивает годовую экономию от ее использования для государства, для застройщиков? Поможет ли ГИС сэкономить на каких-то крупных проектах?

— Прогнозировать конкретную цифру сложно, потому что на разных объектах будут разные ситуации. Но экономия будет точно.

Принцип системы такой — мониторинг всех строительных ресурсов в течение каждого квартала. К строительным ресурсам относятся в первую очередь строительные материалы, услуги машин и механизмов в конкретном регионе, расчет логистики, доставки этих стройматериалов, доставка услуг машинных механизмов, а также заработная плата в строительной отрасли в регионе.

Эти ресурсы будут мониториться напрямую от производителей. На основе этих данных можно будет посчитать стартовую стоимость объекта еще до того, как будет объявлен аукцион на привлечение проектировщиков и строителей. Вот тогда появится объективная картина.

Сейчас действует старый индексно-базисный метод, который неплохо работает в условиях стабильной и низкой инфляции. Но когда есть скачки, когда есть разброс по различным строительным материалам, индексно-базисный метод начинает давать сбои. Запуск ГИС ценообразования дает предпосылки для перехода на ресурсный метод.

— А вы не боитесь, что это создаст некоторые риски по демпингованию, что ключевым фактором при заключении контрактов станет цена, а не качество услуг для клиентов?

— Наверное, все-таки, нет, потому что есть органы экспертизы, которые будут проверять проектно-сметную документацию на достоверность стоимости и на конструктивные решения. Туда будут включаться в том числе строительные материалы, которые будут применяться во всех решениях.

— Президент Владимир Путин недавно снял ограничения на наем турецких работников и деятельность фирм из Турции в РФ. На ваш взгляд, отразится ли это как-то на строительном рынке, на ценах на жилье? Не повлияет ли выход турецких компаний на наших отечественных производителей?

— Никак не повлияет. Раньше турецкие компании были единственными, кто мог лить хорошо монолит. Сегодня российские компании прекрасно умеют это делать. В строительстве жилья вообще мало задействованы турецкие компании. Они связаны со строительством каких-то крупных инфраструктурных или иных объектов. То есть и мы, и отрасль не почувствуем их возвращение, как и не почувствовали уход.

Беседовала Лана Самарина и Анна Топорова

Как Вы оцените?

1.0

  • Оценка 1.00/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

ПРОГОЛОСОВАЛИ(2)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 2

Комментарии